Герой нашего времени — жанр произведения                        

 

Литературное произведение «Герой нашего времени» явился инновационным, как говорят сейчас, произведением по своей композиционной структуре и жанру. Оно создано в 1838-40 годах, когда реализм только прокладывал себе дорогу в литературе, отодвигая на задний план сентиментализм и романтизм.

О жанре произведения

Жанр этого литературного произведения – бессомненно роман. Именно роману характерна многоплановость композиции, несколько сюжетных линий, объединенных одним центральным сюжетом, составляющим жизнь главного героя. Инновационной является композиция этого произведения:

  • События не развиваются хронологически, как это принято в классических романах;
  • Каждая глава представляет собой отдельное произведение, которое может быть опубликовано отдельно, поскольку имеет собственную законченную композицию.

Правда, все главы объединены между собой единым литературным героем. Во всех частях романа в той или иной степени присутствует Григорий Александрович Печорин.

Герой романа

Герой романа Григорий Печорин – собирательный образ. Благо за время непродолжительной службы Михаил Юрьевич много насмотрелся на сослуживцев, чтобы выделить в них общие черты характера, особенности своего поколения. В романе описаны места, где Лермонтов бывал сам. Но это не значит, что Лермонтов писал Печорина с себя.

События, связанные с повестью «Белла», где офицер держал у себя девушку, действительно могли иметь место, и Лермонтов мог услышать об этом от сослуживцев, или попутчиков. Но сам Лермонтов никогда не похищал кавказских девушек. Портрет главного героя описывает сначала Максим Максимыч в первой главе, потом его развивает автор после личной встречи с ним во второй главе.

Расположение глав, хронология и общая композиция

Первые две главы «Белла» и «Максим Максимыч были вводными, предваряющими знакомство непосредственно с дневниками Печорина.

Вторая часть продолжает записки Печорина. В эту часть пошли две повести: «Княжна Мери» и «Фаталист». Повесть о княжне Мери Печорин записал, находясь в крепости, где он служил год вместе Максимом Максимычем. Через Тамань Печорин ехал на Кавказ. Таким образом, хронологически, события развивались следующим образом:

  • «Тамань»,
  • «Княжна Мери»,
  • «Белла»,
  • «Фаталист»
  • «Максим Максимыч».

Композиция отдельных частей романа

Роман «Герой нашего времени» состоит из отдельных повестей, связанных между собой главным героем – Григорием Александровичем Печориным

Часть 1

В первой части романа главы расположены следующим образом:

  1. Бэла
  2. Максим Максимыч
  3. Журнал Печорина
  4. Предисловие
  5. Тамань

«Белла»

Часть первая «Белла» это своего рода вступление, где на первый план выступает автор, который            знакомится с пожилым штабс-капитаном, а тот в свою очередь рассказывает автору о Печорине. Однако в биографии Печорина это событие произошло после истории, связанной с княжной Мери и дуэли с Грушницким. Композиция повести вполне классическая:

  • экспозиция: встреча автора с Максимом Максимычем;
  • завязка повествования – портрет Печорина, рассказ об Азамате:
  • развитие сюжета – свадьба, знакомство с Беллой, конь Казбича, похищение, Белла у Печорина;
  • кульминация: похищение Беллы из крепости, ее ранение и гибель.
  • развязка: похороны Беллы и окончание службы Печорина в крепости, Максим Максимыч расстался с автором.

«Максим Максимыч»

Эта глава тоже важна для понимания образа Печорина, так как в ней автор знакомится со своим будущим героем. Хронологически, это конец событий, происходящих в жизни Печорина. В этой главе Лермонтов дает портрет главного героя, который направляется в Персию. Композиция этой главы построена так:

  • Завязка – приезд автора во Владикавказ и новая встреча с Максимом Максимычем.
  • Развитие событий Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет встречи с ним.
  • Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, холодность Печорина и обида штабс-капитана.
  • Развязка – прощание автора с Максимом Максимычем. Автор получает дневники Печорина.

Журнал Печорина. Тамань

Повесть «Тамань» правда, связана событиями, участником которых стал Лермонтов. Городок поэту не понравился. Что и отразилось в романе. В главе описывается столкновение Печорина с контрабандистами, попытка его убить, чтобы он не донес властям.

  • В экспозиции автор описывает городок, куда прибыл поздно вечером, дом, отведенный для постоя, людей. Весь пейзаж довольно непригляден и мрачен.
  • В завязке повести Печорин становится свидетелем встречи контрабандистов. Наутро Печорин узнает, что место, где он остановился, нечистое, пытает слепого мальчишку, куда и зачем тот ходил ночью, знакомится с Ундиной.
  • Кульминация сюжета – Ундина заманивает Печорина кататься на лодке и пытается сбросить его в воду. Печорин выплывает, возвращается в избу.
  • Развязка. Опасаясь, что Печорин донесет властям на контрабандистов, Ундина и Янко покидают городок. Слепой и старуха остаются одни.

Часть вторая

Княжна Мери

Повесть о княжне Мери – самая большая и многоплановая в романе. В ней прослеживается несколько сюжетных линий тесно связанных и переплетенных между собой: Печорин и Вера, Княжна Мери и Грушницкий, Печорин и Грушницкий, взаимоотношения Печорина и Вернера.

Композиция главы выстроена следующим образом:

  • Экспозиция романа описывает город Пятигорск, куда приехал Лермонтов.
  • Завязка сюжета начинается у источника, куда приходят местная и приезжая аристократия. Печорин встречает Грушницкого, который заочно представляет ему семейство Лиговских. Печорин представляет своего приятеля, доктора Вернера. Печорин узнает, что возможно, Вера тоже здесь.
  • Развитие сюжета: встреча Печорина с Верой, Печорин защищает княжну на бале, ревность Грушницкого и Веры, заговор против Печорина.
  • Кульминация – дуэль, убийство Грушницкого, болезнь княжны Мери и отъезд Веры.
  • Развязка – отъезд Веры, объяснение Печорина с Мери, Прощание с доктором Вернером.

За дуэль с Грушницким Печорин был сослан подальше в крепость.

«Фаталист»

Фаталист – глава небольшая, и, пожалуй, самая мистическая, рассказывающая о том, как Печорин предсказал гибель одному из сослуживцев.

  • Завязка сюжета – игра в карты
  • Развитие событий – пари, и выстрел с осечкой;
  • Кульминация – Печорин узнает о гибели Вулича. Его зарубил шашкой местный казак; Печорин участвует в опасном мероприятии – поимке пьяного, разбушевавшегося казака и обезоруживает его.
  • Развязка – Печорин в крепости рассказывает о произошедших событиях, но тот не совсем понимает его.

Таким образом, жанр «Героя нашего времени» роман, охватывающий жизнь главного героя – Григория Печорина на Кавказе с момента появления его в Тамани и до выезда в Персию, где он погибает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector