Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

 

Роль и место поэта в поэзии всегда волновали русских поэтов. Об этом писал Пушкин, который считал, что поэт должен быть пророком, глашатаем, жечь словом сердца людей.

Назначение поэта в обществе

О назначении поэта и поэзии Лермонтов весьма выразительно говорит в стихотворении «Поэт», сравнивая поэзию с кинжалом. Пока кинжал в руках воина, он является грозным оружием мести, защиты. Но вот его приобрели для красоты, повесили на стену, и кинжал превратился в бесполезную игрушку. Такой же игрушкой в руках власть имущих становились «придворные» поэты, поэты, писавшие на заказ. В свое время Николай 1 приложил немало сил, чтобы такой же игрушкой в своих руках сделать Пушкина. Но этот поэт, хоть и изменил свое отношение к революциям и бунтам, оставался верным своему предназначению и целям. Он оставался до конца певцом свободы, чувства добрые пробуждал лирой.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов обращается к поэтам современникам:

В заключении Михаил Юрьевич сравнивает поэта с пророком:

 

Поэт — пророк

Тема пророчества в поэзии проходит и через другие произведения Лермонтова. Например, в стихотворении «Я жить хочу, хочу печали» он говорит о том, что жизнь поэта не может быть спокойной и благостной.

Эта же мысль встречается потом в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

 

 

В Молитве «Не обвиняй меня, всесильный» поэт говорит о том, что призвание поэта, стремление познать жизнь не оставляют ему времени и душевных сил для внимания Богу. Лермонтов просит в этом у Бога прощения, и говорит:

В эмоциональном, страстном стихотворении « На смерть поэта», посвященном Пушкину, в других своих стихах Лермонтов отмечает, что судьба истинного поэта не только трудна и наполнена душевными исканиями, страданиями. Она трагична.

Лермонтов свое предназначение в поэзии выразил следующими словами:

Но оказалось, что правда, которую нес поэт, была никому не нужна.

С одной стороны, Лермонтова преследует непонимание, которое он ощущал, с первых дней его взрослого творческого пути. Он чувствовал себя одиноким. С другой, собственная самокритичность, переходящая в комплексы, мешают ему раскрыться в полной мере. Он пишет, потому что творчество – это потребность души. Но он не спешит печататься. Первые опубликованные стихи попали в печать вопреки его воле. Свой первый сборник он решился опубликовать только в 1841 году, и то, наверняка, под давлением друзей, знатоков литературы, понимавших, какой дар был дан Лермонтову свыше. К Пушкину он так и не пришел. Ему казалось, что он не достоин предстать перед великим русским поэтом со своими произведениями.

Стихотворение «Журналист, читатель и писатель», написанное в форме диалога, отчасти объясняет позицию Лермонтова. Свои мысли и чаяния Михаил Юрьевич вложил в уста писателя. В этом произведении он с горечью восклицает:

Он прекрасно видит, что печатаются преимущественно люди малограмотные и недостойные.  Эти горе-литераторы готовы марать бумагу чем угодно и как угодно ради гонораров, не заботясь об интересах читателей. В комнате писателя присутствует читатель.  Он не доволен  критикой и произведениями современных для той эпохи литераторов. Сплошные переводы, подражания.

«Писатель» – Лермонтов признается, что его произведения не способны заинтересовать читателя, поэтому он пишет (как сейчас говорят литераторы) в стол. Хуже того, писатель своими произведениями топит камин.

В предопределения, в способность человека предсказывать будущее, можно верить или не верить. Бытует мнение, что в роду Лермонтовых в той или иной степени проявлялась способность к предвидению, пророчеству. Некоторые историки и критики считают пророческим стихотворение «Предсказание», в котором поэт в юном возрасте предсказал революцию. В другом произведении он предсказал собственную смерть.

Свое назначение как поэта, Лермонтов видит в даре пророчества, в способности вести за собой людей. Библейские пророки не только предсказывали приход спасителя. Они учили людей жить так, чтобы достойно встретить этот приход. Люди смеялись над пророками, не верили им. Не все поверили и тогда, когда Иисус родился. От Иисуса требовали чудес, словно это был цирковой фокусник. Власть имущих испугались его влияния на простых людей. Поспешили от него избавиться. Прошло 2 тысячи лет. Психология человеческая не изменилась. Только вот пророков уже не стало. Остались «придворные» поэты, прислуживающие тем, кто больше заплатит.

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector