Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: «На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.
Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит — и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!»
Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.
У «Русалки» Лермонтова, как выяснилось, две даты написания. Первая редакция датируется 1832 годом, и было это стихотворение записано в одной из тетрадей, известных, как «Саратовская тетрадь», обнаруженная в Саратове в 1875 году. В ней были записаны повесть «Литвинка», стихотворения “Тростник”, “Русалка”, “Челнок” и несколько других. Все стихотворения из найденной тетради известны читателю по публикациям. Однако «Русалку» поэт 4 года спустя переработал и включил с прижизненный сборник стихов, где стояла уже дата 1836 год. Отсюда и разночтения в датировании этого произведения.
«Русалка» Лермонтова перекликается с «Русалкой» Пушкина. Правда, перекличка эта построена на контрастах: у Пушкина соблазну подвергся старый монах, который, увидев водяную деву, потерял от ее красоты, голову, и бросился в воду.
У Лермонтова юноша уже лежит на дне реки. Что привело его на дно, автор предоставляет читателю возможность домыслить самостоятельно. Русалка грустит, что он лежит недвижим, и не откликается на ее ласки. В лермонтовском произведении влюбляется Русалка, в пушкинском любовью воспылал старый монах-смиренник.
Лермонтов написал свою «Русалку» трехсложным размером. Все рифмы мужские. Рифмовка смежная. В стихотворении всего семь четырехстрочных строф.