Расстались мы, но твой портрет… (Лермонтов)

 

 

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

История создания произведения

Стихотворение «Расстались мы,  но твой портрет»  принадлежит к жанру любовной лирики.  Молодой поэт посвятил его своей первой любви – Екатерине Сушковой, с которой он познакомился в 15 летнем возрасте.  Уже тогда он посвятил ей несколько  своих юношеских стихотворений.

Написанию этого произведения предшествовало одно небольшое событие, а точнее разговор,  состоявшийся между Сушковой и Лермонтовым и сохранившийся в мемуарах Сушковой.   Где-то в 1834 или 1835 году Лермонтов оказался на танцевальном вечере. Там же  сокурсник Пушкина  по лицею Михаил   Яковлев исполнял  романс «Я вас любил, любовь еще, быть может».

Духу и настрою Лермонтова был ближе  другой романс – написанный на элегию Баратынского  «Уверение», о чем он, вероятно,  поделился с  Сушковой.

 

Примерно в этот же период Лермонтов разыграл водевиль перед  Сушковой, преследуя 2 цели:

  1. отомстить ей за оскорбленные чувства и
  2. показать в неприглядном свете эту девицу перед  Алексеем Лопухиным,  своим другом и братом Вареньки, чтобы расстроить свадьбу.  Он влюбил Сушкову в себя, а потом жестоко отверг ее.

Стихотворение «Расстались мы,  но твой портрет»  было написано позднее – в 1837 году. И если  биографы не ошиблись, и стихотворение действительно посвящено Сушковой, то оно звучит как извинение перед ней.  Ведь всего пару лет назад он говорил ей, что никогда не любил ее, выставил ее  в глазах общества в неприглядном свете.

Сохранились воспоминания  тех, кто близко знал Лермонтова, что он действительно  носил на шее медальон с миниатюрой Екатерины Александровны, и снял его незадолго до дуэли с  Мартыновым.

Анализ стихотворения

Композиция и построение стиха

Стихотворение содержит 2 четверостишия.  Композиционно это одночастное произведение – признание в том, что он сохранил в  своей душе добрые чувства к адресату.  Ведь, когда чувства одного человека  к  другому совсем остывают, он не станет хранить портрет у сердца. В лучшем случае спрячет в какой-нибудь секретер или шкатулку, а в худшем – выбросит.

Это небольшое произведение написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная, с мужскими рифмами.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения  — не угасшие  чувства лирического героя.  Идея стихотворения  — силе любви не подвластны ни время, ни обстоятельства.  Поэт сравнивает силу любви  с храмом, перед которым человек испытывает  благоговение даже тогда, когда храм разрушен.

Средства художественной выразительности

Свою идею поэт выразил с помощью средств художественной выразительности:

  • Сравнение  – как  призрак;
  • Эпитеты —  поверженный, оставленный, лучших (лет), новым (страстям).

В этом произведении преобладают жизнеутверждающие  звонкие согласные,  как бы подчеркивая, что, несмотря на расставание,  жизнь продолжается.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector