Содержание
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!
История создания произведения
Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» принадлежит к жанру любовной лирики. Молодой поэт посвятил его своей первой любви – Екатерине Сушковой, с которой он познакомился в 15 летнем возрасте. Уже тогда он посвятил ей несколько своих юношеских стихотворений.
Написанию этого произведения предшествовало одно небольшое событие, а точнее разговор, состоявшийся между Сушковой и Лермонтовым и сохранившийся в мемуарах Сушковой. Где-то в 1834 или 1835 году Лермонтов оказался на танцевальном вечере. Там же сокурсник Пушкина по лицею Михаил Яковлев исполнял романс «Я вас любил, любовь еще, быть может».
Духу и настрою Лермонтова был ближе другой романс – написанный на элегию Баратынского «Уверение», о чем он, вероятно, поделился с Сушковой.
Примерно в этот же период Лермонтов разыграл водевиль перед Сушковой, преследуя 2 цели:
- отомстить ей за оскорбленные чувства и
- показать в неприглядном свете эту девицу перед Алексеем Лопухиным, своим другом и братом Вареньки, чтобы расстроить свадьбу. Он влюбил Сушкову в себя, а потом жестоко отверг ее.
Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» было написано позднее – в 1837 году. И если биографы не ошиблись, и стихотворение действительно посвящено Сушковой, то оно звучит как извинение перед ней. Ведь всего пару лет назад он говорил ей, что никогда не любил ее, выставил ее в глазах общества в неприглядном свете.
Сохранились воспоминания тех, кто близко знал Лермонтова, что он действительно носил на шее медальон с миниатюрой Екатерины Александровны, и снял его незадолго до дуэли с Мартыновым.
Анализ стихотворения
Композиция и построение стиха
Стихотворение содержит 2 четверостишия. Композиционно это одночастное произведение – признание в том, что он сохранил в своей душе добрые чувства к адресату. Ведь, когда чувства одного человека к другому совсем остывают, он не станет хранить портрет у сердца. В лучшем случае спрячет в какой-нибудь секретер или шкатулку, а в худшем – выбросит.
Это небольшое произведение написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная, с мужскими рифмами.
Тема и идея стихотворения
Тема стихотворения — не угасшие чувства лирического героя. Идея стихотворения — силе любви не подвластны ни время, ни обстоятельства. Поэт сравнивает силу любви с храмом, перед которым человек испытывает благоговение даже тогда, когда храм разрушен.
Средства художественной выразительности
Свою идею поэт выразил с помощью средств художественной выразительности:
- Сравнение – как призрак;
- Эпитеты — поверженный, оставленный, лучших (лет), новым (страстям).
В этом произведении преобладают жизнеутверждающие звонкие согласные, как бы подчеркивая, что, несмотря на расставание, жизнь продолжается.