Как часто пестрою толпою окружен… (Лермонтов)

 

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
‎При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
‎Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
‎Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
‎Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
‎Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
‎И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
‎Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
‎Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
‎Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
‎За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
‎И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
‎Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
‎На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
‎Облитый горечью и злостью!..

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» написано зрелым Лермонтовым в 1840 году. Критики отметили его как одно из самых значительных произведений в творчестве поэта. Стихотворение датировано 1 января.

Об истории стихотворения

Современники поэта вспоминали, что именно 1 и 2 января поэт посещал маскарады – костюмированные балы, весьма популярные в те годы. Люди, скрывавшиеся под масками, чувствовали себя более раскрепощенно и уверенно, так как были убеждены в том, что под маской их никто не узнает.

Висковатов, ссылаясь на воспоминания А. А. Краевского и В. А. Соллогуба, писал о том, что во время маскарада в Дворянском собрании Лермонтов дерзко ответил дамам в голубом и розовом домино. В обществе намекали, что это были дамы из царской фамилии. Уязвленные  женщины  предпочли умолчать о случившемся, поскольку сами задели резким словом молодого поэта, и событие прошло бы незамеченным для общества, если бы не это произведение.

 

По своему обличительному пафосу это произведение близко к стихотворению «На смерть поэта». Оно спровоцировало гнев со стороны светского общества, которое и так недолюбливало Михаила Юрьевича за его угрюмость и злой язык. А появление стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» на страницах «Отечественных записок» вызвало новые гонения на поэта, со стороны тех, кто в этом произведении узнал себя.

Тема и идея произведения

Тему маскарада Лермонтов затрагивает не первый раз. В 1835 году он написал драму маскарад. Лермонтов не очень любил появляться в светском обществе. Это была тонкая чувствительная натура. Он чувствовал фальшь, неискренность за версту, и эта фальшь раздражала его. Сам он притворяться не умел и не хотел, поэтому становился желчным и злым. Идея произведения  – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта».

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

  1. Первая часть – лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк;
  2. Вторая часть – воспоминания о детстве, мечты;
  3. Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний. Она занимает последние 6 строф.

Стихотворение написано шестистрочными строфами, в которых чередуются шестистопные и четырехстопные ямбы. Рифмовка параллельная и перекрестная. Между собой зарифмованы 1 и 2, 4 и 5 строки мужскими рифмами, 3-я и 6 – женскими рифмами.

По мнению исследователей, жанр стихотворения близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая  часть стихотворения близка к элегии.

Средства художественной выразительности

В этом произведении Лермонтов не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствуют:

  • Эпитеты — холодные (руки), городские (красавицы) старинная (мечта), святые (звуки), вольная (птица), высокий (дом) заброшенная (теплица), темная (аллея), желтые (листы) робкие (шаги), первое сиянье, долгие часы, толпа людская;
  • Метафоры — пестрая (толпа). Дикий (шепот) , затверженные (речи), небрежная смелость, погибших (лет), спящий (пруд), вечерний (луч), лазурный (огонь), дивное (царство); розовая (улыбка) молодой (день), свежий (островок), влажная (пустыня);
  • Метонимия – бездушные (образы), приличьем стянутые (маски), бестрепетные (руки), ласкаю (мечту), село дымится, встают туманы, цветет (островок), железный (стих), облитый (стих).

 

 

 

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector