«Бородино» — анализ стихотворения Лермонтова

 

Стихотворение «Бородино» написано М. Ю. Лермонтовым удивительно простым, народным языком. Это произведение было создано в 1837 году и опубликовано в журнале «Современник». Оно приурочено к 25-летнему юбилею Бородинского сражения.

Тема, идея, главная мысль произведения

Тема стихотворения заложена в самом названии – ход и итог бородинского сражения. Идея заключена в героизме русского народа, его патриотизме и любви к родной земле. Главная мысль скрыта в повторяющихся строчках этого произведения:

Работая над темой Бородинского сражения, Лермонтов отклонился от излюбленного романтизма. Это произведение полностью реалистичное и даже народное. В. Г. Белинский писал:

Историки до сих пор спорят, выиграл Кутузов сражение или проиграл. Если рассуждать с точки зрения военной тактики, Наполеон битву выиграл. Он получил Москву. А с точки зрения реалий того времени, Наполеон войну проиграл. И его мнимая победа при Бородино стратегического значения не имела. Он увяз в России, как в омуте.

Засев в Москве, Наполеон оказался отрезанным от внешнего мира. Вокруг – недружественные русские, которые колотили разрозненные группы оставшейся армии. Он упустил время для благополучного отхода из России. Кутузов не допустил, чтобы Наполеон изменил маршрут, заставив его отходить по Смоленской дороге, разоренной самими же французами во время наступления.

Впрочем, мы немного отвлеклись от анализа стихотворения, вернемся к нашей теме.

Жанр и композиция

По жанру это стихотворение – баллада. Построено в форме рассказа русского солдата спустя много лет. Баллада-воспоминание.
Это эпическое произведение, в целом имеет классическую композицию:

  • Пролог – вопрос молодого солдата – 1-я строфа.
  • Вступление и заключение повторяются, закольцовывая произведение.
  • Экспозиция занимает 2 строфы – 4-5;
  • Основное действие – 4 строфы – 6-9; В этих строфах показывается подготовка к сражению и его начало. Событие нарастает.
  • Кульминация – 10-11-я строфы.
  • Развязка – 12-13 строфы.

Стихотворение «Бородино» начинается вопросом молодого солдата к участнику боевых событий:

 

Вторая и последняя строфы закольцовывают произведение. В стихотворении события героического дня преподносятся с позиций солдата, видевшего только ту часть боя, в которой участвовал сам. Но через частное читатель видит общую картину боя. На глазах солдата погибает командир, призвавший своих подчиненных постоять за матушку Москву.

«Мы долго молча отступали». В этом отступлении крылась стратегия Барклая де Толли и Кутузова. Он заманивал французов вглубь страны, тянул время. Рядовые солдаты и нижние офицерские чины не понимали, этой стратегии и потому ворчали. И только перед Москвой Кутузов решился дать французам бой, чтобы поддержать боевой дух русской армии и окончательно измотать французов. Два дня ушло на подготовку решающего сражения. Одну строфу поэт посвятил командиру редута. Историки предполагают, что это был прообраз Петра Ивановича Багратиона. Три строфы стихотворения посвящены непосредственно самой битве.

В этом произведении читатель видит трех литературных героев: молодой солдат, задавший вопрос, старый солдат и командир. Здесь есть эпизодические безымянные герои: старики, ворчавшие на бесконечные отступления:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И, конечно, армии. С одной стороны русская, с другой – армия французов.

Средства художественной выразительности

Обычно сдержанный в средствах художественной выразительности, Лермонтов в этом произведении использовал их в полной мере. И все они призваны выразить живость народного языка народной речи, показать героизм русского народа. В стихотворении автор применил народные поговорки, словечки: ушки на макушке, разгуляться на воле, бой удалый, басурманы. мусью, безделка. Инверсия, или перестановка слов подчеркивает народность повествования: чужие изорвать мундиры, Есть разгуляться где на воле.

Тропы тоже вносят свои краски в это произведение:

  • Эпитеты — спаленная, боевые, нынешнее, грозной, ночная, сырой, летучий, пестрыми, конскими, удалый, рукопашный;
  • Сравнения – знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди. В этом сравнении просматривается гипербола;
  • Метафоры – утро осветило, помнит вся Россия, леса синие верхушки, рожден был хватом, сражен булатом, носились знамена;
  • Синекдохи – Москва французу отдана, постоим головою;
  • Гипербола – пойдем ломить стеною, двинулись, как тучи, гора кровавых тел, смешались в кучу кони, люди.

Строение стиха

Стихотворение состоит из 14 строф по 7 стихов в каждой строфе. В первых двух стихах рифма параллельная, 3-я и 7 строки рифмуются перекрестно. Четвертая, пятая и шестая строки также рифмуются параллельно. Параллельные рифмы женские, перекрестные – мужские, то есть ударные. Схематично рифмовка выглядит так: ааБвввБ. Эти 4-я и 7-я строки выделяются и ритмом трехстопного ямба. Этот стихотворный размер, чередуясь с четырехстопным ямбом остальных строк, формируют своеобразную живость и энергетику этого произведения.

Несмотря на прошедшие почти 200 лет, стихотворение Лермонтова «Бородино» читается с интересом, и по-прежнему любимо образованной Россией.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector