Нет, я не Байрон, я другой… (Лермонтов).

 

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!

В литературных кругах Михаила Лермонтова часто сравнивали с Байроном за его литературные произведения, написанные в байроническом духе. Однако Лермонтов не мог согласиться с подобным сравнением, хотя, может быть ему и льстило, что его сравнивают с такой знаменитостью, в глубине души он осознавал свою индивидуальность, и поэтому в 1832 году написал стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой».

Кто такой Байрон?

Джордж Гордон Байрон – английский поэт-романтик. Рано остался без отца. Из-за бедности и недостатков внешности испытывал душевные страдания, избегал общения с людьми. Прожил всего 36 лет, полных приключений и авантюрных похождений. Байрон писал в жанре романтической поэзии. Стал родоначальником целого литературного направления, получившего название байронизма. В поэме «Чайльд-Гарольд», завоевавшей популярность во всей Европе, в том числе и в России, он изобразил себя, таким как видел себя сам.

Делакруа. Иллюстрация к одной из восточных поэм Байрона.

Байрон много путешествовал по южной Европе и Азии. Был в Испании, Италии, Португалии, Албании, Греции, Турции. Переплыл пролив Дарданеллы. Участвовал в греческом освободительном движении. Все эти обстоятельства возвышали Байрона в глазах романтически настроенной молодежи. Мода на байронизм продержалась всю первую половину XIX века. Этим направлением в литературе был увлечен и Лермонтов.

Сходства и различия в судьбах и характерах Байрона и Лермонтова

В судьбах Лермонтова и Байрона читатели и те, кто знали Лермонтова, находили много общего:

  • трудное детство, (Байрон рано остался без отца, Лермонтов – без матери);
  • недостатки внешности: Байрон хромал, был полным, Лермонтов – с детства был болезненным, низкорослым (всего 158 см), и, по мнению ровесников, некрасивым. Эти обстоятельства заставляли русского поэта замыкаться в себе;
  • оторванность от родных мест (Байрон из-за долгов был вынужден уехать из Англии, Лермонтова несколько раз ссылали на Кавказ);
  • замкнутость характера;
  • Оба принадлежали к дворянским, хоть и обедневшим фамилиям.

В отличие от Байрона Лермонтов не тяготился недостатком средств. Бабушка выделяла достаточно средств на содержание внука, кроме этого, он получал за службу. В отличие от Байрона, Лермонтов никогда не был игроком и мотом. Байрон уехал из Англии по своей воле. Лермонтова на Кавказ ссылали. Да и внешне высокий блондин Байрон существенно отличался от низкорослого шатена Лермонтова.

Байрон был женат и развелся, у него было немало романов, Лермонтов никогда не был женат, и в Донжуанских похождениях не был замечен.

Жанр, тема и идея стихотворения

Стихотворение написано в 1832 году, когда поэту было 18 лет, и уже были созданы «Корсар», «Азраил», «Ашик-Кериб», «Исповедь», «Джюлио». В этих произведениях чувствуется влияние творчества Байрона. Истории создания этого произведения предшествовало изучение английского языка по произведениям Байрона.

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» написано в жанре философской лирики.

Тема стихотворения – сравнение судеб Лермонтова и Байрона. Главная мысль – персонализация, индивидуализация Лермонтова как поэта и литератора; ответ тем, кто сравнивал Лермонтова с Байроном. Михаил Юрьевич только однажды проводит аналогию с английским поэтом:

Как он, гонимый миром странник…

Лермонтов признается, что в своих стихах он стремится рассказать толпе свои думы, потому что никто другой этого не сделает.

В 1832 году Лермонтов еще не стремился печататься, но он их показывал друзьям, которые с восторгом их переписывали. Так первые произведения Лермонтова расходились по рукам, приобретали известность.

Композиция, построение стиха

Стихотворение написано одной строфой в 12 строк. Ритм стиха – четырехстопный ямб, рифма перекрестная. Мужские рифмы чередуются с женскими.

Композиционно стихотворение делится на 2 части. В первой части Лермонтов приводит доводы, доказывающие его различие с английским литератором. Вторая часть – это 4 последние строчки, они несколько выделяются ритмически. Читатель как бы спотыкается об них. В этих строках Лермонтов признается, почему он пишет стихотворения. Кроме него никто не сможет выразить его думы, мысли. Предчувствие Лермонтовым ранней смерти выражено и в этом стихотворении:

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

Средства художественной выразительности

В этом произведении Лермонтов использовал немного средств художественной выразительности:

  • Эпитеты – неведомый, гонимый миром, русскою;
  • Олицетворения – разбитых (надежд); угрюмый (океан).

Из анализа стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», видно, что Лермонтов духовно был близок с Байроном, потому что и тот и другой переживали конфликт со светским обществом, которому они чужды и которым они были «гонимы». В то же время оба поэта были избранными, отмеченными Богом, а судьбы их оказались трагичными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector