Содержание
Стихотворение «Три пальмы» (полный текст здесь) написано Лермонтовым на тему аравийской легенды. Это произведение изложено в жанре баллады в присущем Лермонтову романтическом стиле. Романтизм диктует свои правила и законы. Гибель одного или нескольких главных героев – это одно из правил романтизма. Выбрано экзотическое для россиянина место действие – пустыня в Аравии.
Композиция
В балладе о 3-х пальмах 10 шестистрочных строф. Условно произведение можно разделить на 4 части.
- Экспозиция занимает первые 2 строфы. В ней автор знакомит читателя с главными героинями произведения и местом действия, подводит к завязке.
- Завязка сюжета занимает еще 2 строфы. Пальмы ропщут, и появляется караван, который расположился на ночлег.
- 7-я строфа подводит читателя к кульминации, и 8-я строфа кульминация произведения
- Следующие 2 строфы – это грустная развязка.
Таким образом, композиция в этом произведении линейная, а само произведение развивается с хронологической последовательностью.
Сюжет и герои произведения
Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.
Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.
Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.
Идея и проблема
Таким образом, несмотря на романтизм и сказочность сюжета, Лермонтов один из первых литераторов поднял проблему взаимодействия человека с природой. В этом заключается главная мысль произведения. Пока маленький оазис никто не посещал, равновесие в природе более-менее существовало, а жизнь продолжалась.
Идея произведения – нужно быть благодарным Богу за то, что Он дает. Бог не случайно оберегал пальмы, направляя караваны другими путями. Он оберегал маленький оазис в пустыне. Как только пальмы начали роптать, Бог исполнил их просьбу и направил к ним путешествующий караван.
Средства стихосложения и выразительности
Стихотворение изложено шестистрочными строфами, рифмы параллельные. 2 первые и 2 последние пары – мужские, средние две строки рифмы женские, безударные. Ритм стиха — четырехстопный амфибрахий.
Это произведение богато средствами выразительности, которые передают настроение, видение Лермонтовым Аравийской пустыни, и развернувшейся на ней драмы.
- В этом произведении множество эпитетов: холодная (волна), знойные (лучи), летучие (пески) голубая (даль), золотой (песок), махровая (глава), нежданные (гости), (пепел) седой, гремучим (ключом), (коршун) хохлатый.
- Поскольку неодушевленные растения в балладе получили одушевление, они ведут себя, как живые, то здесь обязательно присутствуют олицетворения: гордые (пальмы), пылающая (грудь), веселый (стан), следом печальным.
- Метафоры: одежда (листья), тела (стволы пальм).
- Сравнения: (караван) шел колыхаясь, как в море челнок.
- Метонимия: верблюды шли, взрывая песок; араб горячил вороного коня; пальмы приветствуют; умчался туман; шепчутся листья.
- Перифраз: питомцы столетий, степной нелюдим (в данном контексте нелюдим – существительное).
В этом анализе стихотворения «Три пальмы» стоит вспомнить о том, что оно перекликается с пушкинским «Подражанием Корану». Не факт, что Лермонтов взял за основу произведение поэта, перед которым всю жизнь преклонялся. Притчу о пальмах в пустыне могли рассказать Лермонтову образованные горцы, умевшие и переводить Коран. Именно в лермонтовской интерпретации видна исламская религиозная мораль – необходимость безропотного поклонения Богу и доверия Ему, его воле.