Анализ стихотворения Лермонтова «Утес»

 

Стихотворение «Утес» было написано в 1841 году, незадолго до гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно небольшое, всего два четверостишия, но в нем вместилась целая жизнь, мироощущения поэта. Если вспомнить, что последний год Лермонтов служил на Северном Кавказе, где довольно много одиноких холмов, скал, утесов, можно предположить, что Лермонтов увидел такую картинку ранним утром. Блестевшая в лучах солнца небольшая тучка словно лежала на вершине утеса. Взглянув через некоторое время на этот утес, поэт мог обнаружить, что тучи уже нет. Солнце поднялось выше и радовало своими теплыми лучами.

Кто хоть раз ездил по Крестовому перевалу, а Лермонтов этот путь преодолевал не раз, тот мог своими глазами видеть, как сходятся земля и небо, и тучи касаются горных вершин. Этти кавказские картинки воплотились в этом стихотворении.

Тема и идея произведения

Темой стиха являются взаимоотношения золотой тучки и утеса. Главной мыслью произведения является одиночество.

Это чувство пронизывает все лирическое творчество поэта: «И скучно и грустно», «Белеет парус одинокий», «Листок» — это знаковые произведения, отражавшие душевное состояние поэта, чувствовавшего себя бесконечно одиноким. Стихотворение «Утес» — одно из них.

Стихотворение построено на противопоставлениях. Легкая и беззаботная, подвижная тучка и старый утес, который веками стоит на месте и не сдвигается. В нем противопоставляются:

  • молодость – старости;
  • веселье, радость – грусти.
  • обреченность – беззаботности.

В стихотворении просматриваются взаимоотношения мужчины и женщины. Тучка олицетворяет юную, беззаботную барышню, утес – это опытный умудренный жизнью мужчина, приголубивший ветреную красавицу, успел привыкнуть к ней, но она упорхнула, оставив в душе печальный след и слезу в морщине его лица.

 

Композиция и построение стиха

Стихотворение, состоящее из двух четверостиший и композиционно состоит из двух частей. Первая часть посвящена золотой тучке, и она настраивает читателя на беззаботную радость. Вторая часть повествует об утесе. К хорошему легко и быстро привыкаешь, и когда тучка покинула утес, боль одиночества стала ощущаться еще больнее и острее. Читатель ощущает тоску утеса, горечь его одиночества.

Все произведение изложено пятистопным хореем. Этот стихотворный размер формирует ощущение легкости. Рифмовка стиха – кольцевая, с женскими рифмами.

Средства художественной выразительности.

Жанр произведения определяет средства художественной выразительности. Это стихотворение написано в жанре философской лирики, но в нем присутствуют элементы пейзажности и олицетворения. Под тучкой и утесом подразумеваются взаимоотношения мужчины и женщины.

В четверостишии, посвященном утесу, автор применил аллитерацию. Неоднократное повторение согласного «О» в словах одиноко, он, стоит, глубоко, тихонько, отражает вой тоскующего существа.

В этом произведении были применены следующие лексические средства:

  • эпитеты – золотая (тучка), вероятно, блестевшая в лучах восходящего солнца. Влажный след (может быть, ветреная красавица всплакнула, оставляя своего покровителя), старый (утес);
  • метафоры — грудь (утеса), весело играя, морщина;
  • Олицетворения – ночевала, умчалась, весело играя, задумался, плачет.

В заключение анализа стихотворения «Ночевала тучка золотая…» необходимо добавить, что оно было напечатано в «Отечественных записках» два года спустя после гибели поэта. Несколько позднее «Утес» стал романсом. Его положили на музыку А.Г. Рубинштейн (1849), А.С. Даргомыжский (1856), Н.А. Римский-Корсаков (1866), С.В. Рахманинов (1894), М.А. Балакирев (1910).

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector