Гибель Мцыри была предрешена не столько авторской идеей, сколько законами романтического жанра, в котором написана поэма. Главный герой поэмы по духу близок ее автору – Михаилу Лермонтову. Отчасти поэтому его мысли и чувства изображены столь выпукло и ярко. В образ Мцыри Лермонтов вложил свои переживания.
Мцыри в монастыре
Маленьким мальчиком Мцыри попадает в монастырь. Смерть уже тогда витала над ним, когда его, тяжело больного, некий русский генерал оставил на попечении сердобольных монахов. Божьими молитвами и народными средствами ребенка выходили и поставили на ноги. У Мцыри никогда не было друзей. Ребенок, за исключением времени, посвященному ежедневным монастырским обязанностям и молитвам, был предоставлен самому себе.
Он жил воспоминаниями о родных и мечтами снова оказаться в родном ауле и в кругу близких ему людей. Из монастыря он бежал накануне пострижения в монахи. Он понимал, что не готов дать клятву Богу, пусть даже и чуждому вере его предков.
Причины гибели
Три дня скитаний, встреча с очаровательной грузинкой, битва с барсом, и при этом надежда оказаться в родных краях, рухнула с ударом колокола, когда юноша понял, что трата сил, энергии были напрасны. Оказалось, что он кружил по лесу и снова пришел к монастырю. Это обстоятельство стало губительным для юноши. Силы его иссякли.
С медицинской точки зрения тоже можно объяснить смерть Мцыри. Он упал на землю без сознания от нервного и физического истощения. Три дня он почти ничего не ел, попал под ливень, и наверняка был простужен. Раны, нанесенные барсом, тоже воспалились. Сколько времени он пролежал на земле, не известно. Но это обстоятельство тоже не прибавило ему ни сил, ни здоровья.
Нашедшие его монахи принесли его в монастырь, однако Мцыри все равно погибает. Юноша пришел в себя, но простуда, отягощенная нервным потрясением, делала свое дело. Мцыри не был готов бороться за свою жизнь, он не хотел жить, потому что в монастыре он чувствовал себя, как в тюрьме. Душа его жаждала:
- любви к женщинам,
- борьбы с врагами,
- общения с дорогими людьми, с родственниками, друзьями.
Раньше он только мечтал о свободе, но вкусив ее однажды, он оказался не готовым вернуться к прежней монастырской жизни.
Духовное родство поэта и его героя
В этих устремлениях Мцыри был духовно близок Лермонтову. Как бы ни любил поэт Кавказ, как бы ни восторгался красотою гор и мужеством кавказских народов, он был не свободен в своем выборе. Он так же, как и Мцыри, в детстве мечтал общаться с отцом, но был лишен этого. Он хотел жить в России, подумывал об отставке, но должен был служить на Кавказе.
Когда Лермонтов вернулся с Кавказа в Петербург, то успел поссориться с сыном французского посла Эрнестом Барантом. Дело кончилось дуэлью, светским скандалом, о котором стало известно императору Николаю Павловичу и ссылкой Лермонтова с требованием посылать его на передовые боевые участки. Император Николай I недолюбливал Лермонтова, не мог простить ему гневного стихотворения «На смерть поэта», и в глубине души мечтал избавиться от неугодного литератора.
Лермонтов, как будто не дорожил своей жизнью. В боевых операциях он был храбр до безрассудства. В истории с Мартыновым, судя по воспоминаниям участников тех событий, инициатором ссоры был именно Лермонтов. Он словно нарывался на конфликт, жаждал ссоры и дуэли. Не жалел жизни, и в то же время строил литературные планы, мечтал выйти в отставку, чтобы творить. Даже в этом он был не свободен. Бабушка была против. Она хотела, чтобы внук сделал блестящую карьеру, добился высокого положения в свете.
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…