Мцыри – главный герой романтической поэмы Лермонтова. Каждому человеку он близок своей любовью к Родине, к родителям, стремлением вернуться туда, откуда его увезли в раннем детстве.
Мцыри — сирота
Мне, автору данной статьи, как и создателю поэмы Михаилу Лермонтову понятны чувства героя, когда он «не мог сказать священных слов отец и мать». У Лермонтова была любящая бабушка, которая делала все, чтобы любимый Мишенька ни в чем не нуждался, но она не понимала, что ребенку не хватает мужской поддержки, отцовского слова, как мне, в свое время, не хватало женской. Монахи тепло относились к юноше, но люди, успевшие забыть о радостях мирской жизни, не понимали, что юноше нужна сначала простая, человеческая жизнь в миру, на свободе. В молодом человеке пробуждались и зрели чувства к противоположному полу. Старик, выходивший юношу, все силы приложил к тому, чтобы воспитать его в любви к Богу, в смирении к Нему, но он был далек от мысли, что мальчику, прежде чем полюбить Бога, необходимо испытать чувство любви и привязанности к людям: к родственникам, друзьям, к женщине. Из таких маленьких радостей, и эмоций состоит жизнь человека.
На чужбине
Волею судьбы Мцыри, как и я, оказался среди чужих людей, не способных понимать душевные и духовные запросы, говорящие на чужом языке. Хотя Мцыри выучил грузинский язык, невозможность говорить на родном языке, приобщаться к родной культуре, слышать музыку, которую слышал в детстве, не могла не угнетать его. Оказавшись в подобном духовном вакууме почти на 10 лет в девяностые, я могу понять Мцыри.
Правда, мальчик не доставлял хлопот обитателям монастыря. Все свои чувства и эмоции он запер в глубине души, не капризничал и ничего не требовал. Простодушные монахи были уверены, что юноша счастлив, не подозревая того, какой вулкан чувств и эмоций клокотал в его душе. Герой поэмы мне близок и понятен тем, что он был лишен детства, в котором присутствуют родные люди: любимые сестры, отец с матерью, игрушки, друзья. Ведь, как известно, человеческие отношения закладываются в детстве. Мальчику не хватало свободы. Все его существование ограничивалось стенами монастыря, а ему хотелось не только вернуться в родной аул, но и увидеть мир. Нарушение привычного мира в детстве приводит к тому, что человек не приобретает необходимых навыков, черт характера.
Не приспособленный для мирской жизни
Мцыри вызывает сочувствие своей неприспособленностью, незащищенностью. Святая простота, сбежав из тюрьмы, он ничего не взял с собой в дорогу: ни топорика, ни спичек, ни кремния. Он ни на минуту не задумывался о том, чем будет питаться, как добывать себе еду, как он найдет дорогу домой. Он не имел ни малейшего понятия о том, как ориентироваться в пространстве. Он направлял свой бег в сторону гор, за которыми, как ему казалось, была его родина. Но Грузия – горная страна, там горы всюду. Ему надо было ориентироваться на север, или идти вдоль потока. Это лишний раз доказывает, что он совершенно не знает жизни. За три коротких дня он только приоткрыл завесу настоящей жизни с его тревогами, заботами. Мцыри действительно напоминал цветок, выросший в темноте который пересадили в открытый грунт. Лесная природа ему показалась райским садом. Увидев девушку вблизи, он потерял сознание. Правда, он вышел победителем из битвы с барсом, хотя дикая кошка его изрядно потрепала. Это свидетельствует о том, что юноша был физически крепким и сильным. Но он совершенно не знал людей. И даже если бы он сумел бы выйти из леса, он был обречен на гибель.