Авторское отношение к Мцыри

 

Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году.  Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.

Главный герой поэмы, юноша, плененный в  горном (возможно, черкесском)  ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди  монахов.  Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать  поэму.  В ней показан идеал свободного духа.  Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.

Как относится Лермонтов к Мцыри?

Автор поэмы не дает имени своему герою.  Мцыри – это грузинское церковное слово, означавшее послушника, готовящегося стать монахом. Да и сам образ юноши романтически обобщенный. О его прошлом говорится вскользь,  обобщенно.  Первоначально поэт назвал свое произведение “Бэри”, что значило «монах».  Но, очевидно, Лермонтов сам понял некорректность этого названия.

Монахи принимали обет монашества добровольно, и побег сразу после принятия обета  с точки зрения христианства было бы аморальным действием юноши. А Лермонтов стремился показать высоконравственную свободолюбивую натуру.  Юноша сбегает до принятия обета, выражая,  таким образом, свое несогласие с чуждой ему верой. Северокавказские горцы – убежденные мусульмане.  И мальчик, молясь в христианском храме, никогда не забывал о вере своих отцов. В образе Мцыри Лермонтов воплощает силу человеческого духа, стремление к свободе.

Весь рассказ, за исключением первых двух строф ведется от лица Мцыри. По сути, это предсмертная исповедь.

Лермонтов симпатизирует юноше, стремившемуся любой ценой вырваться из монастырского плена.  Юноша никогда не покидал монастыря, не видел людей, не общался с женщинами.  Но стремление к свободе жило в нем на генетическом уровне.

 

Еще критик Белинский писал о Мцыри так:

Лермонтов любил свое произведение, знал его наизусть, и охотно, с воодушевлением читал своим друзьям.

Вот как пишет об этом Н. Муравьев:

В чем близки Лермонтов и Мцыри?

Изображая романтического героя, Лермонтов в мальчике-послушнике невольно отразил себя. Литературные критики и читатели, близко знавшие Лермонтова, находят в  Мцыри много общего с Лермонтовым:

  • И литературный герой и его создатель отличаются смтрастной натурой и  стремлением к свободе;
  • И Лермонтов, и Мцыри с ранних лет были оторваны от родных. Лермонтова забрала к себе бабушка сразу после смерти матери, а мцыри был увезен из отчего дома.
  • Сходна и среда, в которой оказались Лермонтов и главный персонаж его поэмы. Монастырем для Лермонтова стала реакционная среда, царившая в России и подавлявшая малейшие признаки свободолюбия и вольности.
  • Лермонтов, как и Мцыри, оказывается одиноким и непонятым обществом.
  • Для обоих Кавказ является обителью вольности и свободомыслия.

Не сумев встретить друга, равного себе в настоящей жизни, Лермонтов создает прекрасный образ, навсегда сохранившийся в литературе и сердцах читателей. Юноша также смотрит на мир сквозь поэтическую призму, как и сам поэт.  Его рассказ наполнен  образами и сравнениями.

Мцыри – любимый идеал поэта.  Создав творческую личность, Лермонтов еще раз  ставит Мцыри, на одну ступень рядом с собой.  Об отношении Лермонтова к Мцыри свидетельствует и среда, в которую поэт поместил своего героя.  Эта среда – Кавказ. Место,  которое Лермонтов считал своей духовной родиной, где он мог дышать свободно, укрывшись от всевидящих глаз царской охранки.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector