Выхожу один я на дорогу… (анализ стихотворения Лермонтова)

 

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» можно по праву назвать лебединой песней Михаила Юрьевича Лермонтова. Во-первых, это одно из великолепнейших лирических произведений Лермонтова, ставших благодаря таланту Елизаветы Шашиной не просто салонным романсом, но и почти народной песней. Во-вторых, это – одно из последних произведений поэта, написанное за месяц-полтора до его гибели – во второй половине мая – в июне, когда Лермонтов находился в Ставрополе.

Стихотворение было записано в записную книжку, подаренную Лермонтову В. Ф. Одоевским. Опубликовано через 2 года после его гибели в журнале «Отечественные записки».

Тема и идея стихотворения

Это стихотворение – ночная прогулка лирического героя, его мировосприятие ночной природы, и ощущение жизни в целом. Это по-настоящему лирическое произведение, повествующее о чувствах лирического героя, и написанное в жанре элегии. Поэт вложил в это произведение свои чувства, отношение к жизни, к себе самому.

Можно представить себе, что поэт вышел на окраину города, села, или за крепостную стену, и раскрывшийся перед ним ночной пейзаж впечатлил его безграничностью степи. В Ставрополье не только горные пейзажи. Они преимущественно на юге. Пустыня – явная гипербола. но степной пейзаж ночью мог навести поэта на мысль о пустыне.

В небесах торжественно и чудно.

Как еще может восприниматься ночное небо, усеянное звездами, и освещаемое Луной.

Поэта мучают тяжелые предчувствия, на тягостное настроение не могут не влиять и критики. Наверняка, слухи о том, что даже Белинский ругал его за «Последнее новоселье», дошли до ушей поэта. Но что делать, если Лермонтов не мог простить гибели Пушкина никому: ни царю, ни французам, ни даже Наталье Николаевне.

Правда, с вдовой Пушкина Лермонтов объяснился накануне отъезда, и тем снял одну тяжесть с души. Так отчего поэту так больно и так трудно?
Лермонтов давно понял, что нажил врага в лице самого влиятельного человека в государстве – царя, следовательно, защиты ему ждать было не откуда. Отсюда и боль, и душевная тяжесть. Он все же надеется выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Царь же побаивается беспокойного Лермонтова, старается держать его подальше от столицы.

В своем письме к бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой от 28 июня Лермонтов писал:

 

Поэт мечтает заснуть, или получить покой, но так, чтобы в груди дремали жизни силы, чтобы слышать пение о любви и шелест дубовых листьев.

Странное дело, он жил с предчувствием гибели, но не хотел, не стремился уйти в небытие. Мечтал заснуть так, чтобы слышать и чувствовать. И в то же время он жаждал жить. Он мечтал выйти в отставку, чтобы заниматься литературой, стремился к саморазвитию. В том же письме к бабушке он просит ее выслать полное собрание сочинений Жуковского.

Впрочем, мы отвлеклись от анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Но незначительно. Ведь события, происходящие с поэтом, факты из его жизни помогают понять его замысел и идею произведения, которая в этом стихотворении заключается в желании поэта поверить, что жизнь после смерти существует.

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из 3-х частей. Первые 2 части стихотворения не следуют одна за другой, а чередуются между собой. В первой части поэт описывает красоту ночи, во второй – собственные мироощущения. Во вторую часть вошли:

  • 1-я строка первой строфы;
  • 3-и 4-я строки 2-й строфы;
  • Первые 3 строки третьей строфы.

Остальные строки в первых трех строфах описывают чудную звездную ночь.

В третьей части, которой завершается стихотворение, поэт выражает свое желание заснуть так,

В стихотворении всего 5 строф, написанных пятистопным хореем с «анапестическими ходами».  Этот стихотворный размер делает произведение певучим, музыкальным. Рифмовка в строфах катренах перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Средства художественной выразительности

В этом стихотворении поэт не поскупился на средства художественной выразительности. Особенно в описании природы. Как уже было сказано в начале статьи, гиперболой звучит фраза «Пустыня внемлет Богу». Фактически поэт, выйдя за город, мог видеть поле, степь. Пустыня внемлет – олицетворение, так же олицетворение выражено в стихе «Звезда с звездою говорит».

  • Эпитеты кремнистый (путь), в голубом (сияньи) темный (дуб);
  • Метафоры – торжественно и чудно, холодным сном, сладкий (голос).

Несмотря на наличие картин природы, это произведение, как и большинство других, относится к философской лирике. Поэт через явления природы, через пейзажи описывает душевное состояние. Главная мысль в этих произведениях – одиночество.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector