Мцыри, как романтический  герой

 

Мцыри как романтический герой

Хотя романтизм Байрона и оказал влияние на творчество Лермонтова и Пушкина, и поэма «Мцыри» написана в байроновском духе, главный герой поэмы не имеет ничего общего с романическими героями, созданными европейскими авторами.

Назвать Мцыри представителем русского романтизма, как-то не поворачивается язык, хотя Лермонтов – русский поэт. Сам Мцыри далек от русских романтических героев. Он – горец, и обладает чертами характера, присущими горцам.

Да, он одинок, его образ наделен некоторой таинственностью. Он смел и отважен. Но в отличие от байроновского героя он не был избалован вниманием женщин. Он вообще не знал женской ласки. В отличие от романтических баловней судьбы, он понятия не имел о светской жизни. Вкус вина знал лишь в рамках причастия к святым таинствам. Монастырская еда была простая, как впрочем, и дома, в родном ауле, где он жил до 6 лет. Можно предположить, что юноша имел христианское образование, которое он получил на грузинском языке. Обучившие языку монахи научили его читать и писать, чтобы он мог читать христианские книги, вести какие-то записи в пределах монастырских обязанностей.

Мцыри был дитя Кавказских гор. И как истинный горец, ценил в людях отвагу, способность держать слово. И самое главное, он ценил свободу. Вся поэма буквально пропитана идеей свободы. Ради получения свободы он сбежал из монастыря. У него было нежное не зачерствевшее сердце, жаждавшее любви. Он с поэтической трогательностью описывает сцены природы.

Романтическому герои присуща любовь к свободе, жажда свободы. И Мцыри полностью отвечает этому требованию образа романтического героя. Он с ранних лет вынашивал мечту о свободе, бежит из монастыря, чтобы обрести свободу.

Несмотря на небольшое, ограниченное образование, Мцыри глубоко духовная личность. Он умеет любить. Он восторгается красотой природы, гор, водопадов, которые видит вокруг себя. Его восхищает молодая грузинка. В нем живет глубокое чувство любви и преданности к родным, которых, к сожалению, ему не суждено никогда увидеть.

 

В отличие от героев Байрона он не принадлежит к высшему обществу. Хотя его отец и принадлежал к княжескому роду, в среде горцев не было высшего света в том понимании, в каком он воспринимается в Европе, и какой был создан в России Петром I. Высший свет в большинстве своем циничен и лицемерен. Горцы в большинстве своем искренни и открыты.

В жизни юноши нет темного прошлого, и этим он может смело гордиться.

В отличие от романтических героев Мцыри никогда не ставил себя над жившими рядом с ним монахами. Он смиренно соблюдал все, что требовал монастырский устав. Сбежав однажды, он надеется больше никогда не возвратиться в монастырь.

В отличие от романтических героев классической литературы, Мцыри не пресыщен жизнью и светскими удовольствиями. Он рад был бы испытать эти удовольствия: показать свою удаль и бесстрашие, сразиться с врагами, получить удовольствие от еды или спиртного, насладиться любовью женщин. развлечься за дружеской беседой с ровесниками-приятелями. Но это ему не суждено. И он упрекает монаха, обрекшего его на безрадостную жизнь.

Романтический герой Лермонтова почти идеален. Он не упивается скитальчеством или изгнанием. Он страдает. И это не о нем говорит В. В. Набоков: «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми». Тем не менее, Мцыри романтический герой. Он не в ладах лишь с самим собой.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector